Участник проекта «Школа Новых Технологий». Победитель рейтинга «Балльно-информационная система»
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Северо-Восточный административный округ

Ошибки в воспитании подростка.

«Мой ребенок стал невыносим!»; «Он был таким воспитанным, а что сейчас? Грубит, дерзит!»; «Я не узнаю своего ребенка!» - часто повторяют родители детей, находящихся в так называемом подростковом возрасте. Что же происходит с ребенком в этот момент жизни? Какие трудности возникают в нашем взаимодействии с любимым чадом? И как избежать конфликта и не стать врагом своему ребенку? Давайте подумаем вместе!

Обучение родителей.

«Мой ребенок стал невыносим!»; «Он был таким воспитанным, а что сейчас? Грубит, дерзит!»; «Я не узнаю своего ребенка!» - часто повторяют родители детей, находящихся в так называемом подростковом возрасте. Что же происходит с ребенком в этот момент жизни? Какие трудности возникают в нашем взаимодействии с любимым чадом? И как избежать конфликта и не стать врагом своему ребенку? Давайте подумаем вместе!

Подростковый возраст определяется психологами периодом с 11 до 16 лет. Этот период развития ребенка имеет ряд физиологических и психологических особенностей и является очень важным этапом становления личности. Основной сложностью данного возраста является быстрый темп изменений, как физических, так и психологических.

Во-первых, половое созревание (гормональный всплеск) и неравномерное физическое развитие во многом определяют меняющееся поведение ребенка. Резкая смена настроения, повышенная конфликтность – частые спутники поведения ребенка в этот жизненный период. Эмоциональное состояние может меняться от безудержного веселья к унынию и обратно.

Во-вторых, стремление подростка к обретению большей независимости ведет к проявлению некого бунта против контроля со стороны взрослых. Подросток нуждается в самостоятельном регулировании своей жизни, в ощущении «взрослости», возможности самому принимать решения и освободиться от родительского контроля. Зачастую такая позиция может выражаться в прямом противопоставлении себя другим. Подросток может специально вести себя наперекор имеющимся правилам, принципам, устоям.

В-третьих, увеличение количества окружающих ребенка людей (подросток приобретает все больше и больше знакомых, большее время находится вне дома) не может не породить желание подростка «быть принятым» этими людьми. Подросток отвечает себе на вопрос «Кто я?» и, соответственно, на вопрос « С кем я?». На данном этапе оценка окружающих становится особенно важной. Подросток ориентируется на мнения и ценности той группы людей, к которой себя относит. Однако желание в принятии себя другими людьми одновременно сочетается со стремлением подростка к самоутверждению, с формированием своего собственного мнения. Так, чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей может сочетаться с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих, а желание быть признанным и принятым - с показной независимостью.

Конечно, это далеко не все изменения, происходящие в подростковом периоде, однако именно они наиболее ярко отражаются на взаимоотношениях «родитель-ребенок». Из вышесказанного становится ясно, что ребенку в этом возрасте достаточно сложно справиться с самим собой. Он невольно становится заложником физиологических изменений, происходящих в его организме, не всегда может контролировать свое поведение, сдерживать эмоции и, главное, сам не может до конца понять, что же с ним все-таки происходит.

Конечно, очень важную роль в это время играет то, как мы, родители, реагируем на поведение своего ребенка. В наших силах поддержать ребенка, помочь пережить сложный этап личностного развития, помочь ему в поисках своей индивидуальности. К сожалению, не у всех родителей хватает терпения и понимания сути происходящего с ребенком. Они начинают вести себя так, что только усугубляют положение: возникают конфликты между родителем и ребенком, происходит эмоциональное отдаление. Из чуткого и любящего человека родитель превращается в сознании ребенка в непонимающего и черствого «взрослого». Как предотвратить такую ситуацию и не стать врагом своему ребенку?

Чтобы ответить на этот вопрос, постараемся в данной статье рассмотреть основные ошибки, которые совершают родители в общении с детьми. Обязательно поговорим о проблеме насилия в семье, о равнодушии и безучастии; подумаем, так ли хороша безмерная родительская любовь и как выглядит родительский эгоизм; попробуем научиться верить своим детям и верить в своих детей; узнаем, как выглядит «пессимистичный родитель» и как добиться послушания своего ребенка. Каждая глава будет посвящена одной из типичных ошибок и будет проиллюстрирована жизненным примером. Мы постараемся обратиться к реальным ситуациям, происходящим во многих семьях, и понять, как же можно разрешить проблему, ставшую тем самым «камнем преткновения».

Глава 1. «Родитель – диктатор».

Чрезмерная строгость, требовательность, жесткость, физическое и психологическое насилие, контроль всех действий ребенка – все это признаки авторитарного воспитания в семье. Подобное поведение родителей формирует у ребенка постоянное чувство страха, недоверия к людям и неуверенности. Ребенок постоянно ждет наказания, пребывает в ощущении постоянного дискомфорта. Из-за избыточного контроля подросток не имеет собственной, личной жизни, собственного пространства. Он чувствует, что не может распоряжаться ни в какой мере собственной жизнью, любое свое действие ребенок соотносит с тем, как оценят это родители. В итоге, в подростковом возрасте такое поведение родителей может явиться причиной отклоняющегося поведения ребенка: пристрастия к алкоголю, курению, физической и словесной агрессии, конфликтов со сверстниками и учителями, агрессии, направленной на самого себя. Постоянное пребывание в состоянии стресса может привести к тому, что пострадают интеллектуальные возможности детей, может замедлиться их психическое развитие.

Рассмотрим весьма распространенный пример подобного поведения родителей.

Жизненная ситуация: Ребенок (Иван, 12 лет) приходит из школы домой. Мама проверяет дневник. Иван получил оценку «4» по математике и оценку «2» по русскому языку. Иван в страхе смотрит на маму.

Распространенный ответ / поведение человека, использующего стратегию «родитель-диктатор»: Мама кидает дневник и кричит на сына: «Лоботряс! Сколько можно? Опять двойку получил?! Ты бестолочь! Ты издеваешься надо мной! Идиот! Ты наказан: два дня не будешь гулять во дворе!». В завершение этой фразы мама дает подзатыльник сыну.

Вариант ответа/ поведения, адекватного сложившейся ситуации: Ваня, я смотрю, у тебя по математике «4»! Молодец! Я же говорила, что у тебя получится. А по русскому языку за что ты получил двойку? За диктант? Это плохо, конечно, но это можно исправить. Садись, делай работу над ошибками. Давай договоримся, если ты сделаешь работу над ошибками и выучишь правила – пойдешь гулять. Если нет – остаешься дома. А за то, что ты получил хорошую оценку по математике, я тебе разрешу на выходных провести на полчаса больше времени в Интернете.

Данный пример иллюстрирует достаточно распространенную ситуацию, в которой родители увидели только негативную сторону события, а на положительную не обратили внимания. При этом мама использовала физическое насилие и оскорбления в адрес ребенка, но так и не предложила выхода из сложившейся ситуации. При подобном поведении родителей ребенок видит лишь то, что им ПОСТОЯННО не довольны, родители не замечают успехов ребенка (или принимают их как само собой разумеющиеся).

Предложенный вариант поведения родителя в такой ситуации предполагает обязательное подчеркивание значимости успехов ребенка и компромиссное предложение решения проблемы со стороны родителя. В данном случае мама демонстрирует то, что неудача сына («2» по русскому языку) исправима, тем самым мотивирует ребенка к работе. Мама поощряет сына за хорошую успеваемость по математике и ставит строгие условия исправления «двойки» по русскому языку. И самое главное: мама не унижает сына. Она демонстрирует уважительное отношение к ребенку даже в такой ситуации.

Воспитание, базирующееся на чувстве страха, не позволяет ребенку нормально развиваться. В воспитании всегда должно присутствовать поощрение, похвала. Иной раз похвала может намного больше стимулировать ребенка к выполнению чего-либо, чем страх быть наказанным. А любые запреты должны быть аргументированы и обоснованны.

Запуганный ребенок не значит ребенок воспитанный!

( продолжение следует) педагог-психолог  Демидова Е.В.