Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник проекта "Курчатовский проект в московской школе"
Участник Городского проекта «Школа Новых Технологий»
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Северо-Восточный административный округ

Осторожно! Подросток!

«Мой ребенок стал невыносим!»; «Он был таким воспитанным, а что сейчас? Грубит, дерзит!»; «Я не узнаю своего ребенка!» - часто повторяют родители детей, находящихся в так называемом подростковом возрасте. Что же происходит с ребенком в этот момент жизни? Какие трудности возникают в нашем взаимодействии с любимым чадом? И как избежать конфликта и не стать врагом своему ребенку? Давайте подумаем вместе!

Осторожно!  Подросток!

 

«Мой ребенок стал невыносим!»; «Он был таким воспитанным, а что сейчас? Грубит, дерзит!»; «Я не узнаю своего ребенка!» - часто повторяют родители детей, находящихся в так называемом подростковом возрасте. Что же происходит с ребенком в этот момент жизни? Какие трудности возникают в нашем взаимодействии с любимым чадом? И как избежать конфликта и не стать врагом своему ребенку? Давайте подумаем вместе!

Подростковый возраст определяется психологами периодом с 11 до 16 лет. Этот период развития ребенка имеет ряд физиологических и психологических особенностей и является очень важным этапом становления личности. Основной сложностью данного возраста является быстрый темп изменений, как физических, так и психологических.

Во-первых, половое созревание (гормональный всплеск) и неравномерное физическое развитие во многом определяют меняющееся поведение ребенка. Резкая смена настроения, повышенная конфликтность – частые спутники поведения ребенка в этот жизненный период. Эмоциональное состояние может меняться от безудержного веселья к унынию и обратно.

Во-вторых, стремление подростка к обретению большей независимости ведет к проявлению некого бунта против контроля со стороны взрослых. Подросток нуждается в самостоятельном регулировании своей жизни, в ощущении «взрослости», возможности самому принимать решения и освободиться от родительского контроля. Зачастую такая позиция может выражаться в прямом противопоставлении себя другим. Подросток может специально вести себя наперекор имеющимся правилам, принципам, устоям.

В-третьих, увеличение количества окружающих ребенка людей (подросток приобретает все больше и больше знакомых, большее время находится вне дома) не может не породить желание подростка «быть принятым» этими людьми. Подросток отвечает себе на вопрос «Кто я?» и, соответственно, на вопрос « С кем я?». На данном этапе оценка окружающих становится особенно важной. Подросток ориентируется на мнения и ценности той группы людей, к которой себя относит. Однако желание в принятии себя другими людьми одновременно сочетается со стремлением подростка к самоутверждению, с формированием своего собственного мнения. Так, чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей может сочетаться с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих, а желание быть признанным и принятым - с показной независимостью.

Конечно, это далеко не все изменения, происходящие в подростковом периоде, однако именно они наиболее ярко отражаются на взаимоотношениях «родитель-ребенок». Из вышесказанного становится ясно, что ребенку в этом возрасте достаточно сложно справиться с самим собой. Он невольно становится заложником физиологических изменений, происходящих в его организме, не всегда может контролировать свое поведение, сдерживать эмоции и, главное, сам не может до конца понять, что же с ним все-таки происходит.

Конечно, очень важную роль в это время играет то, как мы, родители, реагируем на поведение своего ребенка. В наших силах поддержать ребенка, помочь пережить сложный этап личностного развития, помочь ему в поисках своей индивидуальности. К сожалению, не у всех родителей хватает терпения и понимания сути происходящего с ребенком. Они начинают вести себя так, что только усугубляют положение: возникают конфликты между родителем и ребенком, происходит эмоциональное отдаление. Из чуткого и любящего человека родитель превращается в сознании ребенка в непонимающего и черствого «взрослого». Как предотвратить такую ситуацию и не стать врагом своему ребенку?

Чтобы ответить на этот вопрос, постараемся в данной статье рассмотреть основные ошибки, которые совершают родители в общении с детьми. Обязательно поговорим о проблеме насилия в семье, о равнодушии и безучастии; подумаем, так ли хороша безмерная родительская любовь и как выглядит родительский эгоизм; попробуем научиться верить своим детям и верить в своих детей; узнаем, как выглядит «пессимистичный родитель» и как добиться послушания своего ребенка. Каждая глава будет посвящена одной из типичных ошибок и будет проиллюстрирована жизненным примером. Мы постараемся обратиться к реальным ситуациям, происходящим во многих семьях, и понять, как же можно разрешить проблему, ставшую тем самым «камнем преткновения».