Расширенное заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке. 26.05.2019

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И КОНВЕРГЕНТНОСТЬ

Директор ГБОУ Школа №1568

В.П.Кулешов

Конвергентное образование, реализуемое в нашей школе, решает главную задачу – социализацию личности в современном высокотехнологичном обществе, формированию компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности. Целью Школы является подготовка обучающихся и выпускников к продолжению образования, формированию компетенций будущей профессиональной деятельности в области нанотехнологий, биотехнологий, информативных и когнитивных технологий (НБИК- технологий).

Главным условием эффективной социализации является сетевое образование, «подобное среде реальной жизни». Москва – город образования, где создано сетевое взаимодействие: Школа – Дополнительное образование – Среднее профессиональное образование – ВУЗовское образование – Производство. Потенциал такого сотрудничества в интеграции усилий и ресурсов (материальных, информационных, интеллектуальных), направленных на формирование предпрофессиональных, научно-экспериментальных и изобретательских компетенций обучающихся Школы, умений работать на высокотехнологичном оборудовании, навыков предпрофессиональных проб и практик на производстве.

Школа является центром социализации личности и формирования базовых конвергентных компетенций. С 2012 года наша школа стала «Курчатовским центром непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования», а с апреля 2019 года нам присвоили статус школы-консультанта городского проекта. Значимым этапом развития конвергентного содержания образования нашей образовательной организации и всего московского образования стали Московская электронная школа (МЭШ), как платформа для обучения в цифровом формате, и реализация «Курчатовского проекта».

Участие в проекте позволило нам создать единое конвергентное пространство, которое интегрировало оборудование в области химии, физики, в учебно-лабораторные зоны по биологии и географии. В Курчатовской лаборатории учащиеся осуществляют междисциплинарные связи по направлениям: физическая химия, биохимия, информационные технологии. Это позволило нам реализовать комплексный подход к обучению в единстве естественнонаучного и математического образования.

В урочной и внеурочной работе формируются компетенции экспериментальной деятельности, использования НБИК-технологий, работы с высокотехнологичным, цифровым конвергентным оборудованием. Особой популярностью пользуются практикумы во внеурочной деятельности на базе конвергентных лабораторий под руководством преподавателей биофака и химфака МГУ. Курчатовский проект способствует тесному сотрудничеству с вузами для профессионального и творческого роста обучающихся. Ключевым этапом социализации посредством конвергентного образования является социализация через проектную деятельность, а оценочным - школьная конференция «Наука для всех», которая проводится нами уже 6 лет.

Школа стоит на пороге нового этапа своего развития, направленного на будущее профессионального образования. Речь идет об участии с 2018-2019 учебного года в московских образовательных проектах - «Инженерный» и «Академический» классы.

«Инженерный класс», используя сетевое образование, посещает учебные базы таких ведущих технических вузов страны, как МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИФИ, МФТИ и др. и таких предприятий, как РКК «Энергия» им.С.П. Королева, Центр управления полетами Космического Агентства. Это позволит учащимся школы воочию наблюдать перспективы своей будущей профессиональной деятельности.

«Академический класс» – проект, направленный, в первую очередь, на развитие обучения и поиска нового в физико-химическом и химико-биологическом направлениях, а также на погружение в научно-исследовательскую (проектную) деятельность для осознанного выбора современных профессий в наукоёмких отраслях экономики. В отличие от «Инженерного класса», данный проект носит исследовательский характер. Согласно достигнутым договоренностям, эта работа будет проходить на базе Института общей и неорганической химии им.Н.С. Курнакова РАН, факультета наук о материалах, химического и биологического факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова.

Ожидается, что реализация проектов позволит в перспективе выйти на качественно новый виток образования и сформировать единую систему профессиональной подготовки учеников с выходом в конечном итоге на получение ими реальных производственных навыков.

Благодаря высокотехнологичному оборудованию, начиная с начальных классов, учащиеся знакомятся с перспективными естественнонаучными исследованиями, изучают методы геомониторинга, спутниковую навигацию. Это исследования, с которыми учащиеся встречаются в современной жизни. А для многих из наших учащихся исследовательская работа на стыке нескольких наук станет будущей профессией.

Важным направлением формирования компетенций будущего является социализация обучающихся Школы через сетевое взаимодействие с вузами. Цель сотрудничества - возможность реализации социальных проектов, проведение стражировок и практик для обучающихся, выстраивание профессиональной траектории с последующим трудоустройством. Главным результатом междисциплинарных вузовских инжинирингов являются научно-исследовательские и изобретательские умения, позволяющие выпускникам нашей школы стать абитуриентами, востребованными ведущими российскими вузами.

Так, в 2018 году 100% выпускников профильных классов стали абитуриентами следующих вузов:

МГУ

35,1%

МГТУ

25%

МФТИ

18,2%

МИФИ

7,8%

Другие

13,9%

Благодаря участию в «Курчатовском проекте», учащиеся получили возможность на базе лабораторий готовиться к экпериментальным турам городских, всероссийских олимпиад и конференций, проводимых вузами – партнерами Школы.

За последние три года обучающиеся нашей школы приняли участие и стали призёрами и победителями в следующих конкурсах и конференциях:

  • Международный конкурс научно - исследовательских и инженерно- технических проектных работ «Ученые будущего», МГУ им. М.В. Ломоносова
  • XIX Международная конференция научно - технических работ школьников «Старт в науку», МФТИ
  • Всероссийский конкурс научных работ школьников «ЮНИОР», НИЯУ МИФИ
  • Открытая научно - практическая конференция «Дети - творцы 21 века», МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Курчатовский проект - от знаний к практике, от практики к результату
  • Московский городской конкурс проектных и исследовательских работ (финал)
  • II, III Открытая городская научно - практическая конференция «Наука для жизни»
  • Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского

Социализация обучающихся школы через сетевое образование со средними профессиональными образовательными учреждениями реализуется прежде всего через участие в проекте «Профессиональное обучение без границ», благодаря чему школьники могут получить начальное профессиональное образование. Этот проект предполагает освоение основных программ для профессиональной подготовки. В 2018-2019 учебном году учащиеся нашей Школы в количестве 194человек получают такое образование.

Благодаря городскому проекту «Профессиональное обучение без границ», школьники получают практическую и теоретическую подготовку по профилю профессиональной и трудовой деятельности. Появляется возможность ближе познакомиться с профессией и принять более взвешенное решение при выборе будущей специальности, приобрести профессиональные компетенции, развить интерес к трудовому и профессиональному обучению.

Развитию московского образования уделяется огромное внимание со стороны мэра Москвы С.С. Собянина, который считает, что каждая школа должна интегрировать все возможности мегаполиса, так как, несомненно, «московская школа — школа, где рождается завтра».

Одним из важных городских мероприятий для развития московского образования является Московский международный форум «Город образования», который призван раскрыть практический опыт по интеграции городских ресурсов для эффективной реализации идей современного образования и для формирования у школьников компетенций будущего. В 2018 году наша Школа приглашена была для проведения мастер-классов по компетенциям:

  • «Инженерный дизайн CAD»
  • «Лабораторно-химический анализ».

Участие в форуме говорит об высоком уровне работы школы по социализации личности в современном высокотехнологичном городе Москве и формировании компетенций, необходимых для жизни и профессиональной деятельности.

Одним из направлений сетевого конвергентного образования является дополнительное образование, частью которого является московский проект «Учебный день в технопарке». Учащиеся на занятиях в технопарке получают компетенции по направлениям национально-технологических инициатив в промышленном секторе экономики и сквозные надпредметные знания, учатся решать учебные и реальные производственные задачи с применением наукоёмких технологий, а также у них формируются компетенции исследовательской и изобретательской деятельности.

Обучающиеся нашей школы, получив необходимые умения и навыки в школе и через сетевое московское образование, успешно участвуют в метапредметых конференциях и олимпиадах не только регионального, но российского и международного уровня. А победители и призеры предпрофессиональных конкурсов показывают владение компетенциями, связанными с актуальными технологиями, такими как инженерный дизайн, нейропилотирование, мехатроника, прототипирование. А так же следующими компетенциями, необходимыми в любой современной профессии: программирование и алгоритмизация, управление цифровыми устройствами, разработка инновационной продукции.

Эффективная социализация учащихся и формирование конвергентных компетенций возможна лишь в Школе с творческим коллективом учителей, которые являются авторитетным примером исследовательского и научного подхода в своей деятельности. Мне приятно отметить, что образование в школе № 1568 позволяет приобретать знания и практические навыки, востребованные в реальной жизни и в будущей профессии. Ведь, как известно, естествознание всегда было, есть и будет основой существования человека!

Содержание и технологии образования: социализация и конвергентность.