ЯРМАРКА ПРОЕКТОВ: ОТ БИБЛИОТЕКИ ДО РОБОТОВ И БОЛИДОВ

15 октября в здании экономического факультета Московского государственного университета им. Михаила Васильевича Ломоносова состоялась Ярмарка проектов. Она прошла в рамках конкурса проектов и прикладных исследований школьников на основе реальных задач работодателей «Школа реальных дел».

15 октября в здании экономического факультета Московского государственного университета им. Михаила Васильевича Ломоносова состоялась Ярмарка проектов. Она прошла в рамках конкурса проектов и прикладных исследований школьников на основе реальных задач работодателей «Школа реальных дел».

        Организаторами конкурса является ГБОУ СОШ №2086 при участии проектного офиса «Школа новых технологий» - проекта Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы. Генеральный партнер - фонд Олега Дерипаска «Вольное дело».

        Открывая ярмарку, директор школы № 2086 Елена Владиславовна Орлова сказала:

- Школа реальных дел – это,  прежде всего, тесная работа с детьми, которые попытаются ответить на вопросы, поставленные бизнесом. Очень важно, что ребятам предоставляется возможность  прожить реальную жизнь, которая  в этом проекте выражается в конкретных деловых задачах. Им предстоит: обдумать, разработать и защитить свои интересные идеи. А бизнес в свою очередь их или примет, или отклонит, использует сразу или отложит на потом. И важно, чтобы после этой работы, к ребятам пришло понимание, зачем они учатся - именно затем, чтобы отвечать на реальные вызовы жизни, применять свои знания в работе и видеть реальные результаты. Школа не учит жизни - она и есть сама жизнь.

        Свои задачи-кейсы школьникам предложили более 20 компаний, которые являются партнерами проекта «Школа новых технологий».

Всего кейсов 42:

Apple совместно с Polymedia: Предложите «умное» устройство, упрощающее нашу жизнь; apple просят их не упоминать

IT агентство ОС3: Как переделать школьные библиотеки с помощью мультимедийных технологий, чтобы они стали интересны и удобны. Создай виртуальный музей или экспозицию с использованием мультимедийных презентационных технологий. Разработать хронологическую ленту истории школы (интересные факты, вехи).

Придумать развивающую игру для детей дошкольного возраста для интерактивного устройства (доски, стола, пола);

SMART Technologies Школа завтра: Проект комплексного оснащения школы современными технологиями. Сравнение школ XX и XXI веков. Старое и новое: исследовательский проект по отслеживанию и демонстрации пути развития технологий в образовании.

AutoDesk: Необходимо разработать 3D-модель экспоната виртуального школьного музея, используя продукты компании Autodesk;

Лаборатория Касперского: Разработайте концепцию борьбы со спамом. Разработка антивирусного программного обеспечения;

Яндекс: Используя API Яндекс.Перевода и SpeechKit (распознавание речи), создать прототип сервиса или приложения, способного переводить произнесенные пользователем фразы. Придумать идею нового сервиса Яндекса, который был бы полезен школьной аудитории. Разработать план кампании по продвижению одного из сервисов Яндекса;

Embarcadero: Cоздание актуального мобильного приложения для своей школы;

Samsung и Embarcadero: Создание электронного интерактивного учебника по сложной теме из школьной программы;

Microsoft: Организация службы «Школьной IT-помощи» на базе технологий Microsoft. Организация социальной сети школы на базе Microsoft Yammer;

Dell: Как улучшить время прохождения трассы спортивным болидом?;

Intel: Разработать эффективную систему движения лифтов; Разработать маркетинговую стратегию для продвижения «умных часов»;

Xerox: «Умная печать»;

МТС: Каким должен быть Умный город будущего?

Avaya: Придумай концепцию и наполнение для проекта «Школьное телевидение»;

Cisco: Общественный транспорт в городе – как сделать его эффективнее и удобнее?

Фонд «Вольное Дело»: Предложите новую концепцию действующей школьной библиотеки и предусмотрите создание на ее основе многофункционального культурного пространства;

Oracle: Как создать в школе условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными возможностями здоровья?

Экзамен-Технолаб: Как спасти нашу планету от экологической катастрофы и повысить энергоэффективность потребления ресурсов? Альтернативные источники энергии: почему это так важно? Следует ли на уроке пользоваться мобильным гаджетом? Какой новый продукт нужен современной школе? Создать военный гусеничный робот. Создать военный шагающий робот;

Дидактические системы: Оцените, как влияет использование 3D- и 2D-учебных фильмов Eureka по физике, химии и биологии на эффективность обучения;

ГлобалЛаб: Разработать информационное издание ГлобалЛаб для школ, посвященное проектам и исследованиям школьников - издание, где ученики могут публиковать материалы о своих экспериментах, исследованиях и проектах;

Epson: Разработайте нестандартный интерактивный урок по любому предмету.

        Каждый кейс интересен по-своему, и каждый стенд привлекал немалое число школьников. Задачи были разнообразны: встречались едва ли не фантастические проекты, но были и вполне земные задачи. Одну из таких задач предложил ребятам фонд «Вольное дело».

Мы предлагаем ребятам подумать над новой концепцией действующей школьной библиотеки, - рассказала директор АНО НМЦ «Школа нового поколения» фонда Олега Дерипаска «Вольное дело» Вера Манерова. - Что должно измениться в библиотеке, чтобы ты туда приходил каждый день, да не один, а с друзьями? С этого элементарного вопроса ребята могут начать работу над нашим проектом. Компьютеры, разные гаджеты вытесняют книги. Мы участвовали в международном форуме ассоциации библиотекарей и поняли, что даже в продвинутых странах с блестящими технологиями библиотеки существуют и не являются полностью цифровыми. Пусть ребята подумают и, возможно, они смогут предложить нам некое ноу-хау, которое затем мы будем транслировать на регионы.

        Участниками ярмарки проектов стали учащиеся 30 школ Москвы. Также кейсы разосланы в 5 городов России: Ангарск, Тулун, Усть-Лабинск, Сорск, Иркутск, Братск. Ребята из этих школ будут участвовать в проекте дистанционно.

        Большая часть образовательных организаций, участвующих в «Школе реальных дел», входят в проект «Школа новых технологий» (ШНТ). Проектный офис «Школы новых технологий» выступает соорганизатором конкурса – помогает привлечь работодателей, школы, участвует в организации ярмарки и конференции проектов.

        Проект «Школа новых технологий», реализуемый московским Департаментом образования совместно с Департаментом информационных технологий, имеет своей целью стимулирование школ к более активному применению современных технологий в образовательном процессе. В прошлом году в рамках «ШНТ» на конкурсной основе было отобрано 20 школ, которые получили гранты на реализацию своих проектов. В этом году участниками «ШНТ» станут еще 200 школ.

Говорит руководитель проектного офиса ШНТ Игорь Марчак:

Этот конкурс, прежде всего, рассчитан на участниц «ШНТ». Это некая преференция школам, которые в прошлом году боролись за то, чтобы попасть в двадцатку лучших, и добились успеха. «Школа реальных дел» - это грандиозное мероприятие, дающее его участникам прекрасные возможности. Я обратил внимание, с какими сосредоточенными лицами сегодня ребята шли сюда. Они были настроены на серьезную работу. И она им обеспечена! Наши партнеры - ведущие компании, которые определяют развитие IT-сферы в Москве и всей России и по всему миру. У них есть задачи, которые предстоит решить. Для этого потребуется не только желание, но и ответственность, навыки работы с интернетом, коммуникабельность.

        По мнению руководителя направления информатизации в Департаменте информационных технологий Москвы Марии Коссе, «Школа реальных дел» станет для многих возможностью ответить на вопрос «кем быть?»:

- «Школу реальных дел» мы начали в прошлом году, и этот проект уже стал органичной частью «Школы новых технологий». В «ШНТ» мы тесно взаимодействуем с партнерами - ведущими IT-компаниями России и мира. И сегодня эти партнеры предлагают не просто поддержку, а реальные действия, с помощью которых дети определятся с будущей профессией. Это уже не игра, а реальная деятельность, ведь некоторые проекты не просто получат приз, а затем останутся на бумаге или в компьютере, а будут применены на практике. И, возможно, в случае успеха проект определит деятельность его автора на всю последующую жизнь.

        Ребята с большим воодушевлением взялись за дело: они обстоятельно расспрашивали представителей компаний и не спешили в выборе кейса. И когда они делали окончательный выбор, можно было быть уверенным: это решение принято со всей ответственностью.

Мы с несколькими одноклассниками выбрали задачу компании SMART Technologies «Сравнение школ XX и XXI века», - рассказывает ученик 8 "Б" класса школы № 1308 Кирилл Хоровский. - Нужно провести историческое исследование, чтобы узнать, каковы раньше были условия учебы. А затем изучить технологии, которые сейчас внедряются - электронные доски и журналы, планшеты вместо учебников и так далее. Ну и конечно, понадобятся свои идеи. Нам это интересно, надеюсь, справимся.

        Большая часть кейсов носит ярко выраженную инженерно-техническую направленность. Почему так получилось, объясняет первый заместитель генерального директора фонда «Вольное Дело» Виктор Пронькин:

В 90-е годы большой популярностью пользовались экономические, финансовые, правовые институты. Но в эту гуманитарную эпоху, к сожалению, были упущены достижения в инженерно-технической области. Мы видим, что сейчас мир переживает переход от одного технологического уклада к другому. Россия живет в четвертом - индустриальном - укладе, в то время как немалая часть остального мира уже в пятом, цифровом, укладе. А впереди шестой уклад - робототехника, био- и нанотехнологии, соединение компьютерного мозга с реальным миром. И мы должны понимать, что в стороне оставаться нельзя. Высокий уровень инженерно-технической сферы - это вопрос безопасности страны.

        Теперь, когда ребята сделали свой выбор, в течение четырех месяцев им предстоит работа над кейсом. С 15 февраля по 1 марта пройдет отборочный (заочный) тур - компании оценят, как школьники справились с решением поставленных задач, и определят финалистов. 14 марта состоится очный финальный тур - конференция проектов, где пройдет их защита и награждение победителей.